- Символ, Символ веры
- греч. слово το συμβολον (σύν с βόλος бросание, метание; βαλλειν совместно нескольким лицам бросать что-либо, напр., при ловле рыбы рыбаком сети), у греков позже оно стало означать всякий вещественный знак, имевший условное тайное значение для известной группы лиц, как, напр., для поклонников Цереры, Цибелы, Митры. Разные знаки (σνμβάλον) служили для отличия корпораций, цехов и разных партий государственных или религиозных. В житейской речи слово "С." заменило собою древнее слово σήμα (знак, знамение, цель, небесное знамение). Позже в Греции σνμβαλον называли то, что на Западе lagritio, т. е. нумер или билет на получение бесплатно или с известной скидкой хлеба из казенных складов, а также перстни, означавшие должность, билеты для входа на народные игры, на гладиаторские бои, в театры и т. п. Слово С. также означало долю денежного взноса на доброе дело или на покупку чего-либо для целой общины, а также верительную грамоту иностранного посла, договоры между соседними греческими государствами. Во времена появления христианства С. назывались проекты постановлений, которые составлялись на общинных собраниях. Вообще у древних языческих народов С. и символический культ играли большую роль. Климент Александрийский ("Стромата", V) утверждает, что Моисей путем иероглифическим под таинственным С. объяснял животных и правила нравственного закона. Почти весь еврейский культ был символически-прообразовательным по отношению к грядущему царству Мессии. Начиная с Варнавы отцы церкви толкуют каждую подробность Ветхого Завета, как С. или прообраз того или другого факта. Гонимые христиане создали для себя особый Символический язык. Найденные и описанные до сих пор символические изображения первых веков отчасти относятся к ересям (напр., гностицизму), но, главным образом, к древней христианской церкви. Во втором веке христианские С. украшают не только храмы, но и частную домашнюю обстановку. Символы веры имеют очень большое значение. Новейшие богословы обособляют С. от "соборных вероизложений" (напр., проф. И. В. Чельцов), т. е. от изложений христианского вероучения в деяниях вселенских соборов, преосв. Сильвестр в своем "Догматическом Богословии" отличает еще "Исповедания веры", изданные частными лицами во имя церкви или от лица ее. С. веры всегда кратки и только излагают, в аподиктической форме простых предложений или бесспорных фактов, главные догматы веры, без доказательств, как предмет восприятия верою. Первый С. веры дан самим И. Христом словами, сказанными ученикам перед вознесением на небо: "шедше, научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Св. Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам; и се Аз с вами ево вся дни до окончания века" (Мф. XXVIII, 18 - 20; Марк. XVI, 15 и сл.). Руфином найден так наз. апостольский С., писанный на латинском языке, он утверждал, что это подлинный текст С., составленного апостолами в Иерусалиме. Явившись на собор, апостолы принесли каждый по особому С., составленному применительно к потребностям места проповеди каждого из них, и решили сообща составить один образец веры, чтобы он служил во время проповеди руководством и правилом, и охраною от разногласий, назвав это коллективное произведение С. Руфин называет найденный им С. Апостольским потому, что все слова в нем даны апостолами (I Кор. XI, Деян. XV), или потому, что он содержит веру, несомненно проповеданную апостолами. Проф. Чельцов дает такие заглавия С.: апостольская вера иерусалимской церкви, церковная вера кесарие-антиохийской церкви, апостольская вера церкви кипрской и церквей малоазиатских, апостольские догматы александрийской церкви и апостольский С. римской церкви. Происхождение этих С. от самих апостолов свидетельствуется убеждением всей древности и полным тождеством по содержанию всех шести С. Ириней и Тертуллиан говорят о формах С., как о предании апостольском, а не как о чем-то новом (I Тим. VI, 12; I Петр. III, 21). Читаемый каждым взрослым при крещении С. веры Тертуллиан называет "правилом, Христом установленным, высшим для нас всяких недоумений", и замечает, что крещающиеся произносят правило веры в форме ответов на вопросы, которые дает пресвитер, при чем "вопрошаемые отвечают подробнее, чем Господь установил в Евангелии", Кирилл иерусалимский символ иерусалимской церкви называет "святою и апостольскою верою"; Макарий иерусалимский, по свидетельству Геласия Кизического, на никейском соборе тот же иерусалимский С. назвал "апостольскою непреложной верой, которую церковь Христова хранит изначала, по преданию от самого Господа, чрез апостолов, из поколения в поколение, и будет хранить вовеки". В настоящее время в церкви употребляется С. никео-цареградский (начинающийся словами: "Верую во единого Бога"), первая половина которого составлена на никейском соборе 325 г., а вторая на константинопольском 381 г., где оба были соединены в один. Чтение и признание этого С. при крещении взрослых требуется непременно, а за крещаемых младенцев громко читает его восприемник или кто-нибудь из причта. Обычай называть "исповедания веры" символами западный, а слово С. вошло в употребление в применении к тому, что на греческом Востоке называлось "учением веры", восточные же отцы церкви и соборы в IV веке не давали "исповеданиям веры" имени С., называя их "изложениями веры" или "верою".
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.